Балансировка ротора

Ротор есть тело, при вращении удерживающееся своими несущими поверхностями в опорах. При этом несущими поверхностями являются поверхности цапф или поверхности, их заменяющие, которые передают нагрузки на опоры через подшипники качения или скольжения, газовые или жидкостные потоки, магнитные или электрические поля и т.д. Прямая, соединяющая центры тяжести контуров поперечных сечений несущих поверхностей, называется осью ротора.

По числу опор роторы бывают двух- и многоопорными. Если ротор может быть представлен схемой, в которой масса самого вала пренебрежимо мала в сравнении с массами укрепленных на нем деталей, расположенных в его отдельных точках, вследствие чего массу вала можно не учитывать, то его называют ротором с сосредоточенными массами. Таковы например, роторы турбин (паровых и гидравлических), центробежных вентиляторов, турбокомпрессоров, центрифуг, сепараторов, экстракторов отжимочных и других подобных машин.

Однако во многих машинах вал достаточно массивен, а укрепленные на нем детали распределены по всей его длине так, что масса ротора (поперечные сечения и их моменты инерции) изменяется по длине ротора по тому иди иному закону. В этих случаях пренебрегать массой самого вала нельзя, и системой, наиболее близко отражающей динамические свойства конструкции, будет ротор со сплошным распределением по его длине массы, а также моментов инерции, гироскопических моментов и сил трения.

Такие роторы называют роторами постоянного (переменного или ступенчатого сечения). Сюда относят роторы турбогенераторов, газотурбинных двигателей, канатовьющих и землеройных машин, барабаны рулонно-ротационных печатных машин, моталки прокатных станов холодной прокатки, судовые гребные валы и др.

Гусаров А.А. "Балансировка роторов машин"