Основные методы коррекции дисбаланса

Коррекция дисбаланса производится добавлением/удалением массы или перемещением оси ротора (центровкой массы). Выбранный метод коррекции должен гарантировать, что имеется свободное пространство для добавления/ удаления материала достаточного для ликвидации дисбаланса, максимально возможного для этого изделия. Идеальный метод коррекции подразумевает нахождение наименьшего начального дисбаланса. Однако этого часто трудно достичь.

Обычные методы снижения дисбаланса позволяют достичь снижения величины дисбаланса в соотношении 10/1 за один пуск при тщательной настройке станка.

Коррекция путем добавления массы, особенно на полностью автоматических машинах может достигать соотношения 20/1 за один пуск. Если за один пуск не удается достичь достаточного уровня дисбаланса, то производится следующий пуск и т.д.

Коррекция добавлением массы

  1. Добавление двухкомпонентного эпоксидного состава. Недостаток этого метода заключается в том, что трудно расположить состав так, чтобы его центр тяжести оказался точно в нужном месте.
  2. Добавление стандартных грузиков. Этот метод быстр, но его применение ограничено тем, что шаг масс грузиков достаточно велик и поэтому не удается достичь достаточной точности.
  3. Добавление веса способом сварки, то есть нанесением расплавленного металла на поверхность ротора в нужном месте. При этом должны быть приняты меры для предотвращения температурной деформации и повреждения ротора.

Удаление массы

  1. Сверление. Материал удаляется с ротора сверлением, которое производится на определенную глубину. Это наиболее эффективный метод коррекции дисбаланса.
  2. Фрезеровка. Материал удаляется фрезеровкой на определенную глубину и длину. Применяется когда необходимо удалять достаточно большие массы.
  3. Шлифовка. Материал удаляется шлифовальным кругом. Этот метод достаточно редко применяется.

Единицы дисбаланса

Дисбаланс измеряется граммомиллиметрах. Это масса, умноженная на расстояние этой массы от оси вращения или иначе радиус этой массы. Дисбаланс 100 г*мм, например, означает, что одна сторона ротора имеет эквивалент избытка массы 10 грамм на расстоянии 10 миллиметров, или 20 грамм на расстоянии 5 миллиметров. На следующем рисунке изображен ротор (вид сбоку) с дисбалансом 100 г*мм.

Измерение дисбаланса 

Одна и та же масса создает различный дисбаланс в зависимости от ее расстояния до оси вращения. При определении дисбаланса просто умножают массу на ее расстояние до оси вращения или иначе на радиус этой массы. Хотя одна и та же масса создает один и тот же дисбаланс при любой скорости вращения, но для различных вращающихся тел допустимый остаточный дисбаланс различен.

Как правило, чем выше скорость вращения ротора, тем меньший остаточный дисбаланс допускается и наоборот. При отсутствии дисбаланса больше не будет возникать центробежная сила, которая и создает вибрацию. Некоторый остаточный дисбаланс всегда остается и с этим приходится мириться, как, например, с полем допуска при механической обработке.